Бензин или дизель?
Вопрос “что лучше – бензин или дизель?” уже давно расколол мир автолюбителей на две группировки, которые находятся в состоянии тихой информационной войны. Чтобы доказать свою правоту, поклонники бензиновых двигателей и фанаты дизелей не гнушаются никакими аргументами, представляя нейтральным автомобилистам всё новые доказательства “за” и “против”. А где истина? Она как обычно находится где-то посередине между “плохо разгоняется” и “быстро выходит из строя”… Вопрос первый – это шум. В сравнении с бензиновыми, дизельные моторы звучат громче за счёт высокого давления при сгорании топлива. При этом многое зависит от звукоизоляции салона: находясь за рулём современного легкового автомобиля, распознать тип двигателя по звуку в большинстве случаев сложно. В то же время водители бюджетных авто испытывают дискомфорт от характерного постукивания дизеля, которое, впрочем, гораздо тише шума двигателя трактора 20-летней давности. Следующий актуальный вопрос – это выхлоп, а именно его интенсивность и запах. Дизельный двигатель зачастую можно узнать по характерному чёрному дыму из выхлопной трубы, однако это говорит скорее о его неисправности. Более того, современные дизели соответствуют “Евро-3”, и считаются более экологичными, чем их бензиновые аналоги, преимущественно из-за низкого выброса СО. Что касается запаха, то он есть и при том достаточно неприятный. Но, у бензинового двигателя из выхлопной тоже не розами пахнет. Хотя, в салон выхлоп не попадает, а нюхать “источник” никто не заставляет. Наиболее привлекательным аспектом эксплуатации дизельных двигателей является их экономичность. Принципиальное отличие заключается в способах формирования топливно-воздушной смеси, ее воспламенения и сгорания. У бензинового мотора смесь образуется во впускной системе, а в цилиндре воспламеняется искрой свечи зажигания. В дизельном двигателе подача топлива и воздуха происходит раздельно. Вначале в цилиндры поступает чистый воздух. В конце сжатия, когда он нагревается до температуры 700-800° С, в камеру сгорания форсунками под большим давлением (100-300 atm) впрыскивается топливо, которое почти мгновенно самовоспламеняется. Самовоспламенение сопровождается резким нарастанием давления в цилиндре - отсюда повышенная шумность и жесткость работы дизеля. Такая организация рабочего процесса позволяет использовать более дешевое топливо и работать на очень бедных смесях, что определяет высокую экономичность. Благодаря высокой степени сжатия (порядка 20-22 единиц у дизеля против 8-10 единиц у бензиновой) КПД дизельных двигателей в среднем на 40% превышает коэффициент полезного действия бензиновых моторов. В зависимости от условий движения (городской режим или трасса), это позволяет снизить расход топлива приблизительно на 25-50%. Дизельные двигатели раньше проигрывали бензиновым в мощности. У современных моторов разницы практически нет, причем у дизеля более ровная тяга двигателя на любых оборотах и достижение максимального крутящего момента при меньших оборотах двигателя. Таким образом, дизель является оптимальным для езды на малых и средних скоростях – по городу или пересечённой местности. В то же время, в отличие от бензинового, дизельный двигатель не рекомендуют “крутить” до максимума, так как это приводит к его быстрому износу, или, напр. у "Бычков" бывает обрыв коленвала с вытекающими последствиями. В теории, дизельные агрегаты отличаются большей долговечностью и надёжностью, чем бензиновые моторы. Это связано с более прочной конструкцией блока цилиндров (в том числе головки блока цилиндров, деталей цилинро-поршневой группы) и коленвала, а также с тем, что само дизельное топливо играет роль смазочного материала, предохраняя узлы от износа. В Европе такие конструктивные особенности обеспечивают существенное увеличение ресурса дизелей по сравнению с бензиновыми моторами. Россия имеет свои особенности, и в данном случае – это низкое качество топлива. Если бензиновые двигатели, за некоторым исключением, справляются с этим, то обилие серы, воды и других примесей в дизтопливе значительно снижает срок службы дизельных агрегатов. Проблемы могут возникнуть в регионах, где температура опускается ниже -15 °С. Это связано с тем, что зимнее дизельное топливо на отечественные АЗС завозят не всегда вовремя с наступлением холода, а для летнего обозначенная температура является точкой замерзания, когда солярка просто превращается в желе. Чтобы завести двигатель, необходимо её отогреть, а на морозе сделать это далеко не просто. Решением проблемы является установка системы предпускового отопления, которая стоит определенных денег. Другая альтернатива - добавлять при каждой заправке в межсезонье специальную присадку-антигель, которая препятствует замерзанию солярки. А это тоже лишние деньги. Разбавление же дизтоплива бензином - крайне нежелательно для двигателя. Теперь подошли к вопросу о техническом обслуживании и ремонте двигателей. Прежде всего, из-за низкого качества топлива, дизельные двигатели требуют более частой замены масла, фильтров, а также регулярного замера компрессии в цилиндрах. Что касается ремонта, то здесь всё непросто. Во-первых, дизель отличается более сложной конструкцией топливной аппаратуры, чем бензиновый двигатель, поэтому далеко не каждый механик возьмётся за его ремонт. Во-вторых, возрастает стоимость ремонтных работ. Но главная причина состоит в высокой стоимости запчастей, необходимых для ремонта дизельного двигателя. Самая большая проблема, с которой может столкнуться владелец дизельного автомобиля – это ремонт или замена топливного насоса высокого давления (ТНВД) и настройка или замена с настройкой форсунок. У бензиновых же автомобилей большее количество мелких проблем - свечи, карбюратор и топливный насос , или те же форсунки. У дизельного же, как правило, топливные насосы обладают большим ресурсом. Наиболее полное представление о стоимости комплектующих можно получить, рассчитав смету расходов на капитальный ремонт аналогичных бензинового и дизельного двигателя. В зависимости от производителя разница цен на запчасти составляет от 10% до 30% не в пользу дизеля. Смягчающим обстоятельством является длительный срок службы дизельного мотора при правильном “уходе” за ним. Подводя итоги, необходимо отметить, что каждый тип двигателя имеет как свои преимущества, так и недостатки. Выбор за Вами…
|